Ильюшин Ил-14 – пассажирское воздушное судно, родом из СССР. Его разработали более восьмидесяти лет назад, как высокотехнологичный аналог Ли-2.
Самолет впервые оторвался от земли летом 1950 года. На тот момент серийный выпуск воздушного судна был налажен на четырех производствах (в Ташкенте, Москве, Праге и Дрездене). В целом было произведено чуть более 1300 самолетов. Пять сотен из них продали заграничным покупателям. В середине прошлого века ИЛ-14 выступал в качестве основного типа пассажирских воздушных суден, которые курсировали как по внутренним, так и по международным линиям.
Ильюшин Ил-14 был в ходу до девяностых годов прошлого года, затем его массово начали списывать. На данный момент в стране осталось только три исправных представителя Ил-14. Они находятся на аэродромах Горелово и Орловка. У моделей даже есть свои «имена»: «Советский Союз», «Пингвин» и «Голубая мечта».
История создания легендарного Ил-14
После того, как испытания предыдущей версии под номером 12 завершились, началась разработка нового судна, которое сможет «садится» на землю с одним рабочим двигателем.
Первые варианты имели много сходств с 12-ой версией. Новые аппараты отличались только наличием более мощных во взлете двигателей АШ-73. Однако, с течением времени удалось понять, что просто увеличив тягу, поставленных целей не достичь.
Поэтому разработчики создали новое крыло, что позволило улучшить аэродинамические характеристики. Чтобы взлет происходил легко и плавно, поработали над системой шасси, и стойки стали складываться быстрее. Усовершенствовали и винты.
Опытный прототип ИЛ-14 впервые полетел под управлением знаменитого советского летчика В. Коккинаки. Длительность полета составила всего пятнадцать минут, так как слишком нагрелся теплообменник.
Далее, разработчики поработали над выхлопной системой, интегрировав ее с воздушной. Кроме того, возросло вертикальное оперение и управлять аппаратом стало легче. Изменения затронули и кабину. Инженеры увеличили процент остекления, чтобы улучшить обзор.
в 1951 году ИЛ-14 начала исследовать государственная комиссия. Отчет был получен спустя год. В нем отмечались значительные улучшения, в сравнении с предыдущей моделью.
Далее, воздушное судно начали эксплуатировать в условиях разного климата. Летом аппарат показывал себя с лучшей стороны. Самолет превосходил ИЛ-12 по скорости и экономичности. Зимой было принято решение о запуске серийного производства. Началось оно осенью следующего года. Еще через год ИЛ-14 начал полноценные пассажирские перевозки. Эти самолеты вмещали от 24 до 32 пассажиров.
Особенности и применение самолета Ил-14
Самолет Ил-14 стал непосредственным участником боевых действий в ходе войны между Израилем и Египтом. Аппарат транспортировал офицеров. В ходе одного из рейсов самолет был сбит истребителем. Если верить официальным данным, в ходе войны были уничтожены еще как минимум два воздушных суден. Много самолетов разрушили прямо в аэродроме.
Гражданские перевозки с использованием ИЛ-14 совершались во многих странах мира.
Так как было создано много модификаций Ил-14, самолет использовался для разных сфер. На нем геологи и картографы исследовали полюсы и другие территории. Этот аппарат стал легендой авиационной индустрии, благодаря широкому применению и превосходным летным характеристикам.
Преимуществом стал установленный в аппарате двигатель АШ-82ФН. Также, свою роль сыграло и новое крыло, которое повышало скорость взлета. Разработчикам удалось сохранить компоновку пассажирской кабины, улучшив передний диапазон эксплуатированных центровок. Так аппарат лучше держался на земле и не нуждался в хвостовой опоре.
Крыло – один из самых интересных элементов ИЛ-14. Оно отличается уникальной компоновкой аэродинамики. Размах профиля никак не изменился в сравнении с предыдущей версией, но улучшились взлетные характеристики. Это произошло благодаря применению технологии трехградусного хорда.
Инженеры сделали пограничный слой в главной части крыла более толстым, чтобы уменьшить потоковый срыв. Последний сместился к концу крыла. Кроме того, была применена устойчивая гидросистема с двумя насосами.
Ил-14 технические характеристики
Несмотря на то, что взлетный вес у ИЛ-14 был больше, чем у предыдущей версии, самолет набирал высоту ничуть не медленнее. Благодаря усовершенствованной конструкции крыла ИЛ-14 был экономичнее и быстрее ИЛ-12. Скорость полета увеличилась на 30 км/час на разной высоте. Новое вертикальное оперение улучшило устойчивость и управляемость самолета.
ИЛ-14 с полным салоном мог взлететь на одном работающем в номинальном режиме двигателе.
Конструкторы направили немало усилий на борьбу с обледенением самолета и обеспечению комфортной температуры внутри него. Они придумали использовать нагретые выхлопные газы, которые поступали от коллектора в теплообменники, а затем – в салон.
Чтобы сделать полеты в ночное время безопасными, в лайнере оборудовали современную систему навигации и радиосвязь.
В составе экипажа было пять человек (два пилота, радист, бортовой техник и проводник). В пассажирском салоне устанавливали шесть рядов сидений, по три посадочных места на каждый ряд.
Багажное отделение и столовая находились в начале салона, санитарный узел – в конце.
Модификации
В СССР выпускалось множество разных модификаций ИЛ-14. Они использовались для пассажирских и транспортных перевозок.
Основные модификации:
- ИЛ-14Г;
- ИЛ-14С;
- ИЛ-14Т;
- ИЛ-14М;
- ИЛ-14П.
Стоит отметить, что большинство версий значительно отличались от основной. К примеру, производились самолеты с увеличенным по длине фюзеляжем. Они отличались повышенной вместимостью и обозначались как ИЛ-14М. В этом лайнере могли путешествовать от 28 до 36 человек.
Со временем, и стандартные лайнеры, вмещающие в себя 18 пассажиров, также, были доработаны с целью расширения вместимости. На базе одного из удлиненных аппаратов создали эксклюзивный экземпляр ИЛ-14М14, который отличался повышенной комфортностью.
«Специальные» Ил-14 нередко перевозили различные международные делегации. Например, в
ИЛ-14ПС было два дивана на 5-6 человек, улучшенная звукоизоляция и большой набор навигационного оборудования. Также, в нем было оборудовано отдельное место для штурмана. Особенностями обладали и двигатели таких машин. Они оснащались более мощными генераторами ГСР-6000А. Одна из таких моделей стала подарком премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.
ИЛ-14С послужила основой для модификации СИ. Топливные баки этой версии имели увеличенный объем. Улучшены теплоизоляционные характеристики для пассажирского салона. ИЛ-14СО с 18-ю местами использовался вместе с люкс-аппаратом, чтобы перевозить рядовых членов делегаций.
В целом, было создано почти пять десятков люкс-модификаций ИЛ-14. Последние из них подверглись списанию более пятидесяти лет назад.
Модификация самолета | Отличительные особенности основных модификаций |
---|---|
ИЛ-14Г | Грузовой самолет |
ИЛ-14С | Повышенной комфортности. Предназначен для перевозки высокопоставленных лиц |
ИЛ-14Т | Транспортный |
ИЛ-14М | Удлиненный фюзеляж |
ИЛ-14П | Пассажирский |
Видео по теме: