Ильюшин Ил-14 – пассажирское воздушное судно, родом из СССР. Его разработали более восьмидесяти лет назад, как высокотехнологичный аналог Ли-2.

Самолет впервые оторвался от земли летом 1950 года. На тот момент серийный выпуск воздушного судна был налажен на четырех производствах (в Ташкенте, Москве, Праге и Дрездене). В целом было произведено чуть более 1300 самолетов. Пять сотен из них продали заграничным покупателям. В середине прошлого века ИЛ-14 выступал в качестве основного типа пассажирских воздушных суден, которые курсировали как по внутренним, так и по международным линиям.

Пассажирский салон Ильюшин Ил-14

Ильюшин Ил-14 был в ходу до девяностых годов прошлого года, затем его массово начали списывать. На данный момент в стране осталось только три исправных представителя Ил-14. Они находятся на аэродромах Горелово и Орловка. У моделей даже есть свои «имена»: «Советский Союз», «Пингвин» и «Голубая мечта».

История создания легендарного Ил-14

История создания легендарного Ил-14

После того, как испытания предыдущей версии под номером 12 завершились, началась разработка нового судна, которое сможет «садится» на землю с одним рабочим двигателем.

Первые варианты имели много сходств с 12-ой версией. Новые аппараты отличались только наличием более мощных во взлете двигателей АШ-73. Однако, с течением времени удалось понять, что просто увеличив тягу, поставленных целей не достичь.

Поэтому разработчики создали новое крыло, что позволило улучшить аэродинамические характеристики. Чтобы взлет происходил легко и плавно, поработали над системой шасси, и стойки стали складываться быстрее. Усовершенствовали и винты.

Первый полет опытного прототипа ИЛ-14

Опытный прототип ИЛ-14 впервые полетел под управлением знаменитого советского летчика В. Коккинаки. Длительность полета составила всего пятнадцать минут, так как слишком нагрелся теплообменник.

Далее, разработчики поработали над выхлопной системой, интегрировав ее с воздушной. Кроме того, возросло вертикальное оперение и управлять аппаратом стало легче. Изменения затронули и кабину. Инженеры увеличили процент остекления, чтобы улучшить обзор.

в 1951 году ИЛ-14 начала исследовать государственная комиссия. Отчет был получен спустя год. В нем отмечались значительные улучшения, в сравнении с предыдущей моделью.

Далее, воздушное судно начали эксплуатировать в условиях разного климата. Летом аппарат показывал себя с лучшей стороны. Самолет превосходил ИЛ-12 по скорости и экономичности. Зимой было принято решение о запуске серийного производства. Началось оно осенью следующего года. Еще через год ИЛ-14 начал полноценные пассажирские перевозки. Эти самолеты вмещали от 24 до 32 пассажиров.

Особенности и применение самолета Ил-14

Ил-14 в ходе войны между Израилем и Египтом

Самолет Ил-14 стал непосредственным участником боевых действий в ходе войны между Израилем и Египтом. Аппарат транспортировал офицеров. В ходе одного из рейсов самолет был сбит истребителем. Если верить официальным данным, в ходе войны были уничтожены еще как минимум два воздушных суден. Много самолетов разрушили прямо в аэродроме.

Гражданские перевозки с использованием ИЛ-14

Гражданские перевозки с использованием ИЛ-14 совершались во многих странах мира.

Так как было создано много модификаций Ил-14, самолет использовался для разных сфер. На нем геологи и картографы исследовали полюсы и другие территории. Этот аппарат стал легендой авиационной индустрии, благодаря широкому применению и превосходным летным характеристикам.

ИЛ-14

Преимуществом стал установленный в аппарате двигатель АШ-82ФН. Также, свою роль сыграло и новое крыло, которое повышало скорость взлета. Разработчикам удалось сохранить компоновку пассажирской кабины, улучшив передний диапазон эксплуатированных центровок. Так аппарат лучше держался на земле и не нуждался в хвостовой опоре.

Крыло – один из самых интересных элементов ИЛ-14

Крыло – один из самых интересных элементов ИЛ-14. Оно отличается уникальной компоновкой аэродинамики. Размах профиля никак не изменился в сравнении с предыдущей версией, но улучшились взлетные характеристики. Это произошло благодаря применению технологии трехградусного хорда.

Инженеры сделали пограничный слой в главной части крыла более толстым, чтобы уменьшить потоковый срыв. Последний сместился к концу крыла. Кроме того, была применена устойчивая гидросистема с двумя насосами.

Ил-14 технические характеристики

Ил-14 технические характеристики

Несмотря на то, что взлетный вес у ИЛ-14 был больше, чем у предыдущей версии, самолет набирал высоту ничуть не медленнее. Благодаря усовершенствованной конструкции крыла ИЛ-14 был экономичнее и быстрее ИЛ-12. Скорость полета увеличилась на 30 км/час на разной высоте. Новое вертикальное оперение улучшило устойчивость и управляемость самолета.

ИЛ-14 с полным салоном мог взлететь на одном работающем в номинальном режиме двигателе.

Конструкторы направили немало усилий на борьбу с обледенением самолета и обеспечению комфортной температуры внутри него. Они придумали использовать нагретые выхлопные газы, которые поступали от коллектора в теплообменники, а затем – в салон.

Салон самолета ИЛ-14

Чтобы сделать полеты в ночное время безопасными, в лайнере оборудовали современную систему навигации и радиосвязь.
В составе экипажа было пять человек (два пилота, радист, бортовой техник и проводник). В пассажирском салоне устанавливали шесть рядов сидений, по три посадочных места на каждый ряд.
Багажное отделение и столовая находились в начале салона, санитарный узел – в конце.

Модификации

Модификации самолета ИЛ-14.

В СССР выпускалось множество разных модификаций ИЛ-14. Они использовались для пассажирских и транспортных перевозок.

Основные модификации:

  • ИЛ-14Г;
  • ИЛ-14С;
  • ИЛ-14Т;
  • ИЛ-14М;
  • ИЛ-14П.

Модификация самолета ИЛ-14М

Стоит отметить, что большинство версий значительно отличались от основной. К примеру, производились самолеты с увеличенным по длине фюзеляжем. Они отличались повышенной вместимостью и обозначались как ИЛ-14М. В этом лайнере могли путешествовать от 28 до 36 человек.

Со временем, и стандартные лайнеры, вмещающие в себя 18 пассажиров, также, были доработаны с целью расширения вместимости. На базе одного из удлиненных аппаратов создали эксклюзивный экземпляр ИЛ-14М14, который отличался повышенной комфортностью.

«Специальные» ИЛ-14ПС

«Специальные» Ил-14 нередко перевозили различные международные делегации. Например, в
ИЛ-14ПС было два дивана на 5-6 человек, улучшенная звукоизоляция и большой набор навигационного оборудования. Также, в нем было оборудовано отдельное место для штурмана. Особенностями обладали и двигатели таких машин. Они оснащались более мощными генераторами ГСР-6000А. Одна из таких моделей стала подарком премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.

ИЛ-14С послужила основой для модификации СИ. Топливные баки этой версии имели увеличенный объем. Улучшены теплоизоляционные характеристики для пассажирского салона. ИЛ-14СО с 18-ю местами использовался вместе с люкс-аппаратом, чтобы перевозить рядовых членов делегаций.

В целом, было создано почти пять десятков люкс-модификаций ИЛ-14. Последние из них подверглись списанию более пятидесяти лет назад.

Модификация самолетаОтличительные особенности основных модификаций
ИЛ-14ГГрузовой самолет
ИЛ-14СПовышенной комфортности. Предназначен для перевозки высокопоставленных лиц
ИЛ-14ТТранспортный
ИЛ-14МУдлиненный фюзеляж
ИЛ-14ППассажирский

Видео по теме: