Погодные условия — одна из самых распространённых причин отмены взлёта или посадки самолетов. Задержка при этом чаще всего связана с силой воздушных потоков. Пользуясь услугами авиалиний, пассажиры часто задаются вопросами о том, при какой скорости ветра не летают самолеты, и зависит ли от этого скорость движения, а также длина пробега авиалайнера. Давайте разберемся.
Что может стать причиной отмены рейсов
В небе воздушные потоки есть на всех высотах, что учитываются при формировании курса. Поэтому, узнав при каком ветре не взлетают самолеты, часто можно спрогнозировать время ожидания в аэропорту. Зачастую, при сильном ветре направление движения лайнера по отношению к поверхности земли не совпадает с продольной осью самого судна. Однако решение найдено. Для снижения рисков рейсы для удобства разделяются на двухчасовые и многочасовые.
Так, если время, которое самолет проводит в пути меньше 2-х часов, взлет разрешается при приемлемой погоде (обычно выше установленного минимума). Многочасовые рейсы же осуществляется с учетом прогноза Taf (по аэродрому, используются данные, которые размещаются во всемирной сети метеоинформации). В некоторых ситуациях, когда погода позволяет взлететь в точке “А” но препятствует посадке в точке “B”, решение о полете также бывает положительным. Это возможно, если сила ветра в пункте назначения ниже минимума.
Важно! Положительные решение принимается только при наличии “подстраховки”. Разрешение на рейс возможно при условии, что в зоне доступа расположено минимум два аэродрома, в зоне которых оптимальные метеоусловия.
При какой силе ветра не взлетают самолеты?
Чтобы понять, при каком ветре отменяют авиарейсы, стоит ознакомиться со следующими данными:
- взлёт/посадка самолёта всегда проводится против направления ветра, поскольку в противном случае длина разбега больше в разы;
- для многих авиалайнеров ветер до 20 м/с не помеха, поскольку скорость движения самого самолета от 250 м в секунду;
- допустимая скорость ветра у поверхности, при которой возможно, выруливание, заруливание и буксировка составляет 30 м/с;
- максимальная скорость ветра у земли, при которой возможен взлет/посадка также составляет 30 м/с (для больших судов);
- боковая составляющая скорости также варьирует (показатели зависят от коэффициента сцепления).
К примеру, если этот параметр больше 0,65 это 20 м/с, если же коэффициент менее 0, 65, а на полосе наблюдается вода, наледь или слякоть, параметр определяется по графику РЛЭ 2.5.1. В последнем случае скорость ветра не должна быть больше 5 м в секунду.
Уровень опасности для каждого самолёта определяется индивидуально. Это зависит от характеристик, сроков эксплуатации и технических особенностей авиалайнера. Оптимальные показатели предоставляются производителем. Боковая же скорость различается от модели к модели. В частности, для ТУ-154 этот показатель равен 17 м/с. Для АН-24 — 12 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.
При каком ветре отменяют авиарейсы?
Ветра, способные препятствовать работе аэропортов обычно связаны с мощными циклонами. Самым опасным считается порывистый ветер (непосредственно у земли). Воздушные потоки повышают риски образования большого крена. А это может стать причиной аварийной ситуации. Боковой ветер требует от пилота достаточно сложных действий, поскольку, чем сильнее воздействие, тем больше угол сноса, а значит, и большие отклонения авиалайнера от курса. Важно отметить, что боковое воздействие опасно в основном только при взлёте/посадке. В небе это не вызывают проблем. Среднестатистический показатель боковой скорости для авиалайнеров — 17 м/с. Именно поэтому, отвечая на вопрос о том, какой самый опасный ветер для самолета, можно добавить, что, если ветер направлен перпендикулярно полосе, а скорость составляет больше 20 м/с — взлет запрещается.
От кого зависит решение на взлет?
В стандартных ситуациях разрешение на взлет отдает командир судна с учетом метеорологических показаний по аэро узлам вылета/посадки, а также аэропортом, расположенным в точке прибытия. В процессе командир руководствуются прогнозами METAR и Taf. Первый сервис выпускает актуальную информацию всем аэропортам каждые полчаса круглосуточно. Второй предоставляет необходимые для работы авиалиний данные каждые 3-6 часов также 24 часа в сутки. Именно эти прогнозы отражают информацию непосредственно, влияющую на решение о взлете или отмене полета. Кроме того принятие решений также зависит от следующих факторов:
- состояние ВПП;
- наличие на поверхности полосы осадков (например, при слое льда, посадка/ взлет невозможны, поскольку коэффициент сцепления с поверхностью будет недостаточным — этот показатель должен быть не ниже 0, 3 единицы);
- уровень осадков и возможность проведения процедуры очистки ВВП (например, бывают ситуации, когда очистка взлетно-посадочной полосы невозможна из-за сильного снегопада).
При этом развитии событий весь аэропорт, как правило, закрывается, а рейсы отменяются до изменения погодных условий. Информация о том, при каком при каком ветре самолеты не садятся, позволяет не только служащим аэропорта контролировать рейсы, но и пассажирам планировать свое время. Ведь вынужденный перерыв в работе может длиться до нескольких часов.
При каком ветре отменяют авиарейсы в России
Оптимальными условиями для полетов является хорошая погода, а именно ясное небо, слабый ветер или его полное отсутствие. На территории России такие условия наблюдаются, практически, круглый год. Нередко потенциальные пользователи авиалиний считают, что полеты затруднены из-за минусовых температур, но это ошибка. Даже при сильных холодах перелеты возможны. И это связано с большей плотностью воздуха. Такие условия обеспечивают более легкое управление авиатранспортом. При этом самолет летит ровнее, а полет проходит в более комфортных условиях, как для пилотов, так и пассажиров.
В летний же период при погоде без осадков и сильного ветра в атмосфере присутствуют высокотемпературные испарения. Их наличие может незначительно отражаться на полете, однако достаточно просто корректируется пилотами.
Можно ли снизить риски долгого ожидания в аэропорту из-за сильного ветра?
Конечно, воздушные потоки не поддаются управлению. Однако снизить возможные риски длительного пребывания в аэропорту, связанного с нелетной погодой, все же можно. Для этого рекомендуется выбирать для путешествий самолеты с повышенным запасом прочности. Перед перелетом стоит уделить внимание прогнозу погоды и ее особенностям с учетом времени года. Детальная информация по этим вопросам, обычно, предоставляется на информационном портале аэропорта.
Маша
Статья отлично объясняет, при каком ветре авиарейсы отменяются. Безопасность всегда важна, и понимание границ безопасности полета при ветровых условиях очень важно. Я ценю информацию о том, как ветер может повлиять на полеты и почему отмена может быть необходимой. Большое спасибо за полезную статью!
Катя
Всегда боялась взлетать в ветреную погоду, так как большую часть года живу в Ставрополе, а это просто город ветров, такое неофициальное у него «прозвище». И тут из-за ветра очень часто отменяют рейсы.
Влад
Скажу так, уже 6 лет активно перемещаюсь самолетом, 2-3 раза в месяц 100%, а бывает и чаще. Так вот, за все это время не было ни одного отмененного рейса, хотя погода бывала самой разной. Задержки были, 2-3 часа бывало, но не более. Летаю в Европу, Египет, Турция, Дубай, на этих направлениях проблем нет.
Андрей
Я знал конечно что при определенных ветряных погодных условиях полеты отменяют. Вот только из данной статьи узнал подробно как это делается. За людские жизни всегда стоит беспокоиться так как это большая ответственность.
Оксана
Это же насколько сильный ветер должен быть, чтобы отменили рейс. Я соглашусь с тем, что такое явление бывает крайне редко. Это должен быть как минимум какой-нибудь смерч, торнадо или околоподобное явление…
Алина
Еще часто так бывает при длительных перелетах, когда самолет из-за непогоды приземляется в аэропорту чужой страны и пассажиров не выпускают из салона. Люди в таких условиях могут пребывать долго и ждать пока погода наладится, чтоб улететь в страну назначения. Вот это ужас!
Юлия
Как-то пришлось просидеть в «Домодедово» из-за погодных условий почти 7 часов. Не очень комфортно, противно, но лучше так, чем попасть в заварушку в небе и опасаться за свою жизнь. Пассажиры все понимают и не возмущаются.
Алена
Как ни крути, об отмене рейса можно узнать не ранее чем за сутки, так что это форс-мажорные обстоятельства. И конечно, работники аэропорта взвешивают риски, поэтому стоит полностью полагаться на них и не нервничать из-за отмены. Безопасность дороже.
Алексей
Хоть я и не разу не летал на самолете, мне интересно такое читать. Про сильный мороз так вообще удивительно)) Я думаю, что любой пассажир отнесется с пониманием, если отменят рейс при нелетной погоде, все же жизнь дороже)
Сильвия
Летаю давно и много. Могу сказать, что именно неблагоприятные метеорологические условия – основная причина задержки авиарейсов (и регулярных, и чартерных). Также непогода может стать причиной изменения маршрута, когда самолёт вынужден совершить посадку не в аэропорту назначения, а – в другой авиагавани. И такое бывало.
Константин
Интересная статья и полезные совета. Сам бывал в самолете при взлете и посадке при при сильном ветре. Ощущения я Вам скажу не из приятных. Поэтому лучше пользоваться советами из статьи и лишний раз не рисковать.
Наталья
Благодарю за информативную статью. Лучше подстраховаться, переждать непогоду. В современном мире, слава богу, существуют технологии и модели, которые помогают составить прогнозы. Сообщения-оповещения приходят и на телефон, и в интернете можно посмотреть. И на основании полученной информации строить планы — покупать билеты. Вообще в последнее время ветра опасны — внезапны и разрушительны. Погода порой непредсказуема. Связывают это с потеплением…
Галина
Мне кажется, ни один адекватный пассажир не согласиться сесть в самолет если нелетная погода. Жизнь одна и терять ее не хочется. У меня пару раз была отмена рейсов как раз по этой причине. И я, как и большинство пассажиров, отнеслась с пониманием, не смотря на то, что очень спешила.
Дмитрий
Отмена рейса из-за сильного ветра — это крайне редкое явление. Несмотря на то, что я довольно часто летаю, даже очень, за все время всего лишь у меня такое было один раз. И то, предупредили за несколько часов.
Александр
Я считаю, что если есть хоть малейшая вероятность угрозы для жизни пассажиров, то лучше всего отменить взлёт. Вся ответственность полностью лежит на пилотах. Опытный и профессиональный пилот сначала должен просчитать все варианты, а уже потом принимать адекватное решение.
Анжелика Грин
Интересно и познавательно, спасибо за информацию. Никогда не думала, что сильный мороз обеспечивает более легкое управление самолетом. Интересно, а можно ли самостоятельно воспользоваться прогнозами сервисов METAR и Taf? Было бы неплохо иметь доступ к такой информации.
Мартин
Дельный совет, не знал про это и в результате один раз три дня в аэропорту просидели. Опоздал из-за ветра и отмены рейса на деловую встречу с партнерами по бизнесу. Век живи, сейчас помимо прочего и за погодой в аэропорту слежу на ближайшие дни.