Погодные условия — одна из самых распространённых причин отмены взлёта или посадки самолетов. Задержка при этом чаще всего связана с силой воздушных потоков. Пользуясь услугами авиалиний, пассажиры часто задаются вопросами о том, при какой скорости ветра не летают самолеты, и зависит ли от этого скорость движения, а также длина пробега авиалайнера. Давайте разберемся.

Что может стать причиной отмены рейсов

Что может стать причиной отмены рейсов

В небе воздушные потоки есть на всех высотах, что учитываются при формировании курса. Поэтому, узнав при каком ветре не взлетают самолеты, часто можно спрогнозировать время ожидания в аэропорту. Зачастую, при сильном ветре направление движения лайнера по отношению к поверхности земли не совпадает с продольной осью самого судна. Однако решение найдено. Для снижения рисков рейсы для удобства разделяются на двухчасовые и многочасовые.

Так, если время, которое самолет проводит в пути меньше 2-х часов, взлет разрешается при приемлемой погоде (обычно выше установленного минимума). Многочасовые рейсы же осуществляется с учетом прогноза Taf (по аэродрому, используются данные, которые размещаются во всемирной сети метеоинформации). В некоторых ситуациях, когда погода позволяет взлететь в точке “А” но препятствует посадке в точке “B”, решение о полете также бывает положительным. Это возможно, если сила ветра в пункте назначения ниже минимума.

Важно! Положительные решение принимается только при наличии “подстраховки”. Разрешение на рейс возможно при условии, что в зоне доступа расположено минимум два аэродрома, в зоне которых оптимальные метеоусловия.

При какой силе ветра не взлетают самолеты?

При какой силе ветра не взлетают самолеты?

Чтобы понять, при каком ветре отменяют авиарейсы, стоит ознакомиться со следующими данными:

  • взлёт/посадка самолёта всегда проводится против направления ветра, поскольку в противном случае длина разбега больше в разы;
  • для многих авиалайнеров ветер до 20 м/с не помеха, поскольку скорость движения самого самолета от 250 м в секунду;
  • допустимая скорость ветра у поверхности, при которой возможно, выруливание, заруливание и буксировка составляет 30 м/с;
  • максимальная скорость ветра у земли, при которой возможен взлет/посадка также составляет 30 м/с (для больших судов);
  • боковая составляющая скорости также варьирует (показатели зависят от коэффициента сцепления).

К примеру, если этот параметр больше 0,65 это 20 м/с, если же коэффициент менее 0, 65, а на полосе наблюдается вода, наледь или слякоть, параметр определяется по графику РЛЭ 2.5.1. В последнем случае скорость ветра не должна быть больше 5 м в секунду.

Уровень опасности для каждого самолёта определяется индивидуально. Это зависит от характеристик, сроков эксплуатации и технических особенностей авиалайнера. Оптимальные показатели предоставляются производителем. Боковая же скорость различается от модели к модели. В частности, для ТУ-154 этот показатель равен 17 м/с. Для АН-24 — 12 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.

При каком ветре отменяют авиарейсы?

При каком ветре отменяют авиарейсы?

Ветра, способные препятствовать работе аэропортов обычно связаны с мощными циклонами. Самым опасным считается порывистый ветер (непосредственно у земли). Воздушные потоки повышают риски образования большого крена. А это может стать причиной аварийной ситуации. Боковой ветер требует от пилота достаточно сложных действий, поскольку, чем сильнее воздействие, тем больше угол сноса, а значит, и большие отклонения авиалайнера от курса. Важно отметить, что боковое воздействие опасно в основном только при взлёте/посадке. В небе это не вызывают проблем. Среднестатистический показатель боковой скорости для авиалайнеров — 17 м/с. Именно поэтому, отвечая на вопрос о том, какой самый опасный ветер для самолета, можно добавить, что, если ветер направлен перпендикулярно полосе, а скорость составляет больше 20 м/с — взлет запрещается.

От кого зависит решение на взлет?

От кого зависит решение на взлет?

В стандартных ситуациях разрешение на взлет отдает командир судна с учетом метеорологических показаний по аэро узлам вылета/посадки, а также аэропортом, расположенным в точке прибытия. В процессе командир руководствуются прогнозами METAR и Taf. Первый сервис выпускает актуальную информацию всем аэропортам каждые полчаса круглосуточно. Второй предоставляет необходимые для работы авиалиний данные каждые 3-6 часов также 24 часа в сутки. Именно эти прогнозы отражают информацию непосредственно, влияющую на решение о взлете или отмене полета. Кроме того принятие решений также зависит от следующих факторов:

  • состояние ВПП;
  • наличие на поверхности полосы осадков (например, при слое льда, посадка/ взлет невозможны, поскольку коэффициент сцепления с поверхностью будет недостаточным — этот показатель должен быть не ниже 0, 3 единицы);
  • уровень осадков и возможность проведения процедуры очистки ВВП (например, бывают ситуации, когда очистка взлетно-посадочной полосы невозможна из-за сильного снегопада).

При этом развитии событий весь аэропорт, как правило, закрывается, а рейсы отменяются до изменения погодных условий. Информация о том, при каком при каком ветре самолеты не садятся, позволяет не только служащим аэропорта контролировать рейсы, но и пассажирам планировать свое время. Ведь вынужденный перерыв в работе может длиться до нескольких часов.

При каком ветре отменяют авиарейсы в России

Оптимальными условиями для полетов является хорошая погода, а именно ясное небо, слабый ветер или его полное отсутствие. На территории России такие условия наблюдаются, практически, круглый год. Нередко потенциальные пользователи авиалиний считают, что полеты затруднены из-за минусовых температур, но это ошибка. Даже при сильных холодах перелеты возможны. И это связано с большей плотностью воздуха. Такие условия обеспечивают более легкое управление авиатранспортом. При этом самолет летит ровнее, а полет проходит в более комфортных условиях, как для пилотов, так и пассажиров.

При каком ветре отменяют авиарейсы в России

В летний же период при погоде без осадков и сильного ветра в атмосфере присутствуют высокотемпературные испарения. Их наличие может незначительно отражаться на полете, однако достаточно просто корректируется пилотами.

Можно ли снизить риски долгого ожидания в аэропорту из-за сильного ветра?

Можно ли снизить риски долгого ожидания в аэропорту из-за сильного ветра?

Конечно, воздушные потоки не поддаются управлению. Однако снизить возможные риски длительного пребывания в аэропорту, связанного с нелетной погодой, все же можно. Для этого рекомендуется выбирать для путешествий самолеты с повышенным запасом прочности. Перед перелетом стоит уделить внимание прогнозу погоды и ее особенностям с учетом времени года. Детальная информация по этим вопросам, обычно, предоставляется на информационном портале аэропорта.